УЗЛЫ ДЛЯ СВЯЗЫВАНИЯ ДВУХ ТРОСОВ
«Дубовый узел» (рис.
5-29).
Его положительные качества — это скорость, в которой его можно завязать, и надежность. Применяют его лишь в исключительных случаях, когда возникает необходимость очень быстро связать два троса. При соединении растительных тросов соединение имеет существенный недостаток: сильно завязанный узел очень трудно потом развязать, особенно если он намок. Кроме того, завязанный таким узлом трос имеет меньшую прочность и при работе создает опасность за что-либо зацепиться при своем движении.
Чтобы соединить два троса, их концы нужно сложить вдоль вместе и, отступив от краев 15—20 см, завязать простым узлом оба конца как одно целое.
Не пытайтесь связывать
этим узлом синтетические тросы и леску: на них он ползет.
«Фламандский узел»
(рис. 5-30).
Это один из древнейших морских узлов, который применяли для соединения двух как тонких, так и толстых тросов. Фактически это та же восьмерка, завязанная двумя концами. Сначала на конце одного из связываемых тросов сделайте восьмерку (см. рис. 2-2). Навстречу выходу из нее ходового конца введите ходовой конец второго троса и повторите восьмерку, завязанную на первом тросе. После этого, ухватившись за каждый конец слева и справа, равномерно начинайте затягивать узел, стараясь сохранить его форму. Для окончательной затяжки узла тяните за коренные концы тросов. Есть и второй способ вязки: сложенными примерно на длине одного метра тросами завязываем восьмерку, но при этом вам придется обносить вокруг и продевать в петлю вместе с коротким ходовым концом одного из тросов и длинный коренной — в этом и состоит неудобство второго способа вязки.
Соединение фламандским узлом двух тросов считается очень прочным. Этот узел, даже будучи сильно затянут, не портит трос, и его сравнительно легко развязать. Кроме того, он обладает превосходным качеством — не скользит и надежно держит на синтетической леске.
«Плоский узел» (рис.
5-31).
Этот узел издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины.
Имея восемь переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать.
Немаловажным его достоинством является то, что он действительно плоский.
Существует два способа вязки этого узла: незатянутый узел с при хваткой его свободных ходовых концов к коренным или полуштыками на их концах (рис. 5-31, а) и без такой прихватки, когда узел затягивается (рис. 5-31, б). Завязанный первым способом плоский узел (в этом виде его называют «узлом Жозефины») на двух тросах разной толщины почти не меняет своей формы даже при очень большой тяге и легко развязывается, когда нагрузка снята. Второй способ вязки применяется для связывания более тонких тросов, причем одинаковой или почти одинаковой толщины. При этом завязанный плоский узел рекомендуется сначала затянуть руками, чтобы при резкой тяге он не перекрутился. После этого, когда на связанный трос дана нагрузка, узел некоторое время ползет и перекручивается, но, остановившись, держит прочно. Он развязывается без приложения особых усилий сдвигом петель, охватывающих коренные концы.
Поскольку у плоского узла восемь пересечений, то завязывать его можно по-разному, — существует 256 различных вариантов его завязывания. Но далеко не каждый узел из этого числа, завязанный по принципу плоского узла (попеременное пересечение встречных концов «под и над»), будет надежно держать. Девяносто процентов из них ненадежны, а некоторые даже опасны для связывания тросов, предназначенных для сильной тяги. От изменения последовательности пересечения связываемых тросов в плоском узле зависит его принцип, и достаточно чуть-чуть изменить этот порядок, как узел получает другие отрицательные качества. На рис. 5-31 дана схема вязки, проверенная и апробированная практикой. Перед тем, как применить этот узел для ответственного дела, нужно сначала точно запомнить схему его и связывать тросы именно по ней без каких-либо даже самых незначительных изменений. Только в этом случае плоский узел сослужит вам верную службу и не подведет.
«Охотничий узел»
(рис. 5-32).
Этот новый узел изобрел английский врач-пенсионер Эдвард Хантер (в переводе с английского — «охотник»), и получение автором в 1979 году патента на изобретение вызвало в морских кругах многих стран сенсацию.
По существу охотничий узел представляет собой удачное сплетение двух простых узлов, завязанных на концах тросов. Он отлично держит на всех тросах, включая самые тонкие синтетические лески.
«Брамшкотовый узел»
(рис. 5-33).
Этот узел надежен и для связывания двух тросов разной толщины как растительных, так и синтетических. Его надежность еще и в том, что он не сразу развязывается, когда прекращается тяга на трос.
«Скорняжный узел» (рис. 5-34). Этот замечательный узел сравнительно прост, компактен, имеет достаточно пересечений, обеспечивающих сильное затягивание, без особого труда развязывается. Его можно с успехом применять для связывания синтетических тросов и рыболовных лесок. Имеется два способа его вязки.
«Хирургический узел»
(рис. 5-35).
Этим узлом и в наше время пользуются медики. Сначала делают один за другим два полуузла двумя концами, которые после этого тянут в разные стороны затем сверху завязывают, но уже в другую сторону, еще один полуузел. Принцип узла состоит в том, что первые два полуузла не дают двум концам разойтись в разные стороны, пока вяжут сверху еще один полуузел.
Этим узлом удобно воспользоваться, когда есть необходимость стянуть и обвязать веревкой какой-нибудь упругий тюк или ношу и затянуть первую половину узла на веревке, которую, не отпуская руками ее концов, приходится прижимать коленом.
«Академический узел»
(рис. 5-36).
Этот узел схож с хирургическим, отличаясь лишь тем, что вместо одного второго полуузла он имеет их дна. От своего прародителя — прямого узла (см. рис. 6-39) он отличается тем, что ходовой конец троса обносят вокруг ходового конца другого троса дважды, после чего ходовые концы ведут навстречу друг другу и снова обносят их дважды, то есть внизу два полуузла и сверху два полуузла, но завязанных в противоположную сторону. Это дает ему преимущество в том, что при большой нагрузке на трос он не так сильно затягивается, как прямой узел, и его легче развязать.
«Кинжальный узел»
(рис. 5-37).
Этот узел считается одним из лучших узлов для связывания двух растительных тросов большого диаметра. Он не очень сложен по своей схеме и весьма компактен.
Его удобнее всего завязать, если сначала ходовой конец троса уложить в виде цифры «8» сверху коренного. После этого вытянутый ходовой конец второго троса продеть в петли, пропустить под среднее пересечение восьмерки и вывести над вторым пересечением первого троса. Далее ходовой конец второго троса нужно пропустить под коренной конец первого троса и ввести его в петлю восьмерки. Когда узел затянут, два ходовых конца обоих тросов торчат в разные стороны. Узел нетрудно развязать, если ослабить одну из крайних петель.
«Ткацкий узел» (рис.
5-38).
Этот узел воплощает простоту, надежность и компактность при мгновенном связывании нити.
«Прямой узел» (рис.
6-39).
Видимо, только в нашей стране к этому узлу существует необоснованно почтительное отношение. Моряки других стран к нему относятся более трезво и даже с предубеждением. Ведь им нельзя пользоваться для соединения двух тросов, которые будут подвержены сильной тяге: он ползет и опасен, когда намокнет. Этот узел унес больше человеческих жизней, нежели дюжина других узлов, вместе взятых. К сожалению, у нас многие составители различных руководств и пособий для такелажников, строителей, пожарных, скалолазов и горноспасателей до сих пор рекомендуют прямой узел для связывания двух тросов. Но он может быть достаточно надежен лишь в том случае, если его ходовые концы прихвачены к коренным. Этот узел хорош для упаковки вещей, свертков и пр.
Прямой узел представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один над другим в разные стороны. Это обычный, самый простой способ его вязки (рис. 6-39, а). Моряки, которые этим узлом пользуются со времен глубокой древности для связывания тросов, применяют другой способ вязки (рис. 6-39, б). Ткачи, которые применяют прямой узел для связывания оборвавшихся нитей пряжи, завязывают его по-своему, особым, удобным им способом (рис. 6-39, в).
Этот узел, который согласно единодушно принятой нашими специалистами характеристике «так затягивается, что его нельзя будет развязать и придется резать», оказывается, даже намокший и сильно
затянутый, развязывается очень просто, за 1 2 секунды.
Возьмите в левую руку коренной конец А (рис
При развязывании прямого узла не следует забывать, что с какой силой он был затянут, с такой же силой надо и дергать за один из его ходовых концов. Даже намокший прямой узел, завязанный на самом толстом растительном тросе, который находится под сильной тягой, можно всегда развязать, взяв один из ходовых концов на шпиль или лебедку. Во всяком случае, резать трос не нужно.
Есть три опасных узла, очень похожих на прямой узел: «бабий» (рис. 6-40), «тещин» (рис. 6-41) и воровской (рис. 6-42).
Примитивный «бабий» узел,
к сожалению, твердо внедрился в наш быт, и большинство людей, усвоив этот узел в детстве, настолько сильно уверовали в его утилитарность, что не хотят и слышать о каких- то других узлах. Однако этот узел-предатель за всю историю человечества наделал много бед и даже унес немало человеческих жизней.
«Бабий» узел представляет собой два полуузла, завязанных последовательно один над другим в одну и ту же сторону. Если им связать две веревки и потянуть, то сразу же видно, что узел начинает перемещаться по веревке, скользить вдоль нее. А если его завязать близко от одного из связываемых концов веревки, то при тяге он может соскользнуть.
Но, как ни странно, бабий узел применяют в своей работе моряки и рыбаки некоторых стран. Помимо его отрицательных качеств (скользить и не поддаваться развязыванию), они уловили одно его положительное качество: при определенных условиях мгновенно превращаться в простой штык (см. рис. 3-9) — в один из самых простых и надежных морских узлов для закрепления швартова судна на берегу за пал, кнехт или причальную тумбу, не сходя с судна на берег. И делается это с помощью презираемого моряками «бабьего» узла. Для этого на конце троса, который намерены подать на берег для крепления его простым штыком вокруг тумбы, делается петля, ходовой конец при этом связывается с коренным концом «бабьим» узлом, который до конца не затягивают. С борта судна эту петлю сбрасывают на тумбу и рывком за коренную часть швартова «бабий» узел превращается в простой штык.
Некоторые люди, связывая две веревки вместе, каким-то образом умудряются завязать так называемый «тещин» узел (рис. 6-41), в чем-то напоминающий «бабий» (рис. 6-40). Если у последнего ходовые концы выходят из узла с одной стороны, то у «тещиного» узла они выходят с разных сторон по диагонали.
«Тещин» узел столь же коварен, как и «бабий» (если не более). Применять его ни в коем случае не следует ни при каких обстоятельствах.
«Воровской узел»
(рис. 6-42).
С первого взгляда он почти не отличается от прямого узла (см. рис. 6-39) и кажется, что он ему сродни. Но если приглядеться, то становится ясным, что ходовые концы воровского узла выходят из него по диагонали.
Воровской узел, как и «бабий» и «тещин» узлы, показаны для наглядности, чтобы подчеркнуть их сходство и различие с прямым узлом. Пользоваться этими четырьмя узлами не рекомендуется, так как они ненадежны для связывания двух тросов.