НЕЗАТЯГИВАЮЩИЕСЯ УЗЛЫ
«Простой полу штык» (рис. 3-8).
Является самым простым из незатягивающихся узлов, находит широкое применение — он служит завершающим элементом многих узлов. Завязанный полуштык с прикрепленным схваткой ходовым концом надежно выдерживает сильную тягу. Он может передвинуться к предмету, но никогда не затянется.
«Простой штык» (рис. 3-9).
Два одинаковых полуштыка составляют узел, который называют простым штыком. Этот незатягивающийся узел — один из самых простых и надежных узлов для крепления. У правильно завязанного штыка его ходовой конец как после первой, так и после второй калышек должен выходить одинаково над или под своим концом. У перевернутого, то есть неправильно завязанного штыка, ходовой конец после второй калышки идет в противоположную сторону, не так, как после первой. Если полуштыки простого штыка сделаны в разные стороны, то при натяжении троса они будут сходиться вместе и узел будет затягиваться.
Более трех полуштыков в подобном узле набрасывать не следует, так как этого вполне достаточно и прочность узла в целом при большем числе полуштыков не повысится.
Этот нехитрый, но надежный узел можно применять во всех случаях, когда трос необходимо временно прикрепить к какому-либо предмету для сильной тяги, например, за крюк при буксировке автомобиля.
«Коечный штык» (рис. 3-10).
Этот незатягивающийся узел надежно держит даже при сильной качке, и при надобности легко и быстро его можно развязать.
«Простой штык со шлагом» (рис. 3-11).
От простого штыка этот узел отличается одним дополнительным шлагом вокруг предмета, к
которому крепят трос. Два шлага вокруг предмета делают этот узел более надежным при длительных нагрузках — за счет дополнительного шлага он перетрется не так быстро, как простой штык.
«Простой штык с двумя шлагами» (рис. 3-12).
Отличается от предыдущего узла дополнительным, третьим шлагом, который увеличивает прочность и надежность узла, если трос испытывает постоянное давление.
«Штык с обносом» (рис. 3-13).
Более симметричен, чем простой штык с двумя шлагами, и в случае изменения направления тяги меньше перемещается вдоль предмета, за который он завязан.
Чтобы завязать штык с обносом, сначала нужно ходовым концом сделать один шлаг вокруг предмета, обнести его сзади коренного конца и еще раз сделать шлаг, но в другую сторону. После этого следует сделать один или два полуштыка.
«Обратный штык» (рис. 3-14).
Нередко возникает ситуация, когда ходовой конец троса обнести вокруг предмета (бревна и т. п.) очень трудно. Применяя обратный штык, вы можете обнести трос вокруг нужного предмета один раз и при этом завязать узел с двумя шлагами вокруг предмета, к которому крепите трос. Для этого ходовой
конец троса нужно сложить на длине 2 - 3 м вдвое и, петлей пропусти его вокруг предмета, потянуть петлю на себя. Теперь ходовой конец троса нужно продеть в эту петлю, а за коренной конец выбрать слабину и закончить узел двумя полуштыками.
«Рыбацкий штык» («якорный узел») (рис. 3-15).
Признан моряками всех стран как самый надежный для прикрепления каната. Его можно применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены сильной тяге.
«Мачтовый штык» (рис. 3-16).
Сначала вокруг предмета, к которому крепят трос, завязывают выбленочный узел (см. рис. 4-20) и на коренном конце троса делают простой штык — получается надежный и простой узел. Чтобы мачтовый узел не получился затягивающимся, первый узел до конца не затягивают.
«Портовый узел» (рис. 3-17).
Сначала возле тумбы нужно сделать несколько шлагов ходовым концом швартового троса. После этого сложить ходовой конец вдвое и в таком виде, петлей, пропустить его под натянутую коренную часть троса, повернуть петлю на 360° и накинуть сверху на тумбу. Этот узел не скользит, надежно держит. Трос можно в любой момент отдать, если даже он находится под сильным натяжением. Для этого нужно немного выбрать проходящий под коренным концом ходовой конец и увеличить петлю, после чего ее нетрудно будет скинуть с тумбы.